Тувинское горловое пение

В горах, степях Тувы природа создала поразительный акустический эффект, где на каждое громкое слово отвечает оглушительное многократное эхо. С незапамятных времен ни одно событие в жизни кочевника не обходилось без хөөмея, сопровождавшего певцов и сказителей. Будучи жизненным знаковым явлением, хөөмей, скорее всего использовался во всех видах деятельности: бытовой, трудовой, культово-религиозной, отсюда его различные функции и приемы.


Местные старожилы сохранили в памяти несколько приемов этого искусства: Хөөмей, эзеңгилээр, борбаңнадыр, каргыраа, сыгыт. В формировании разных приемов видов и разновидностей  сыграли обряды связанные с жизненным укладом тувинцев. В виртуозном сочетании друг с другом эти стили создают особое звучание, которое рождает все новые и новые образы в сознании поющего и в сознании слушающего. Своим рождением искусство хөөмей показало неисчерпанность поисков в исследовании возможностей человеческого организма, неудовлетворенность его уже существующим, давно культивируемыми видами искусств выражения душевного состояния человека.
Хөөмейжи – желанный и почетный гость в любой юрте, который дарил слушателям свою музыку, рожденную в сердце и душе его народа.  Для хөөмейжи технические приемы хөөмея специфичны индивидуальными особенностями, например:

  1. Сыгыт Максима Дакпая;
  2. Хөөмей Ак-оола Кара-Сала;
  3. Киштээр Геннадия Тумата;
  4. Хөректээр Ооржака Хунаштаар-оола;
  5. Каргыраа Севека Алдын-оола.

В данном случае эти приемы являются творческой манерой и методом, связанным с индивидуальным особенностями каждого тувинского хоомейжи. Это искусство передавалось и развивалось в течение многих поколений музыкантов по системе “хөөмейжи-учителя к ученику”

 ХӨӨМЕЙ 

Хөөмей – феномен, близкий духу тувинского народа, способ выражения мировозрения, символ духовности народа. ключ к его душе. Яркий по силе звук в сказках обозначается хөөмей.

СЫГЫТ         

Тувинцы, любящие сыгыт, охотно слушают исполнителея, славившегося вокальным мастерством. Сыгыт в исполнении виртуозного мастера – это произведение искусства, звучит резким свистящим тембром, напоминающим флейту пикколо в том же регистре.

КАРГЫРАА

Нижний звук в народе обозначается как каргыраа. В одном только стиле каргыраа можно насчитать более пяти общеупотребительных мелодий, «кочующих» из одного вида в другой: хову каргыраазы (степное каргыраа), кашпал каргыраазы (каргыраа ущелья), даг каргыраазы (горное каргыраа), кожагар каргыраазы (сопочное каргыраа), Ойдупа каргыраазы (каргыраа певца Ойдупа) и т.д.

БОРБАҢНАДЫР

Борбаңнадыр (производное от слова «борбаңна» – досл.  «петь с перекатом» интонационно родственен стилю хөөмей.

ЭЗЕҢГИЛЭЭР

В памяти знатоков старины эзеңгилээр (производное от слова «эзеңги»– досл. «стремена») теперь полностью сохранил свое значение и продолжает широко бытовать. Пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер этого приема – пение во время верховой езды.

Другие традиционные приемы бытуют наряду с развитыми приемами и его разновидностями и отличаются тонкими техническими нюансами исполнения, включаются в основу звукообразования, обогащая ее структуру. Феномен тувинского горлового пения с его разными приемами удивляли и продолжали удивлять многих. Эти традиционные приемы требуют  специальных профессиональных навыков:

  1. думчуктаар – импровизация;
  2. уянгылаар – исполнение в духе заунывного жалостливого пения;
  3. дамырактаар – подражание ручейку;
  4. сирлеңнедир – дребезжащий;
  5. бырлаңнадыр – используется для украшения сольного двухголосия.