Взгляд «сверху»

Khoomei_TYVA_2013(о научно-исследовательской деятельности МНЦ «Хоомей»)

     С 14 по 16 июня 2013 года в столице Республики Тыва, в городе Кызыле – центре Азии, прошел VI Международный этномузыковедческий симпозиум «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». К этому симпозиуму Международным научным центром «Хоомей» были выпущены научно-исследовательские, социологические, публицистические издания.

    Среди  них главное место занимает «Научные доклады VI Международного симпозиума». В докладах и выступлениях участников симпозиума были представлены материалы и выводы экспериментальных исследований, где были затронуты актуальные вопросы, проблемы особенностей исполнительства тувинского горлового пения и ее защиты; исполнители традиционного искусства хоомей, физико-акустические аспекты горлового пения, вопросы методики преподавания хоомея, оценки состояния и функциональных резервов кардиореспираторной системы у исполнителей тувинского, проблемы медицинских аспектов и пенсионировании исполнителей горлового пения, вопросы социологии. Также были представлены работы по смежным явлениям горлового пения, бытующих у народов Саяно-Алтая (кай, хай), древние музыкальные инструменты и его место в современном обществе (башкирский кубыз) и работы по взаимообогащению народного творчества.

    Следует отметить работы молодых аспирантов, включенные в сборник научных докладов. Их участие в международном симпозиуме свидетельствует о подрастающем поколении национальных кадров, специалистов – фольклористов, этнографов, социологов. Изучение творчества и жизни о Народных хоомейжи Тувы, нотировка их хоомея и репертуара является еще одним обширным направлением работы МНЦ «Хоомей».

    Научное издание доктора искусствоведения З.К. Кыргыс «Тайна тувинского горлового пения» представляет особый интерес для специалистов и исполнителей хоомея, а также для всех интересующихся данной проблемой. Данная книга написана простым, доступным языком, который может понять каждый читатель, независимо от сложной специфики тувинского хоомея на словесную форму, тем самым он же, как ученик может принимать бесценные уроки Заслуженных артистов России, Народных хоомейжи Республики Тыва, которые были собраны в этой книге.  Также приведены основные сведения о развитии тувинского хоомея, даны ответы мастеров-виртуозов хоомея по отдельным вопросам (техника исполнения, особенности дыхательной функции при пении и др.), дополнены методическими рекомендациями.

    Книга З.К. Кыргыс на русском языке была переведена и издана на тувинском, английском языках  соответственно, «Хоомейнин чажыды» и «The mystery of tuvan khoomei (throat singing)». Все эти работы, связанные с переводами и переизданием книг по горловому пению, указывают на широкую направленность научно-исследовательской деятельности МНЦ «Хоомей».

    Книга «Ритмы шаманского бубна», З.К. Кыргыса привлекает нотными примерами шаманских камланий и переводами на английский, русский и тувинский языки искусно поставленных традиционных речитаций и напевов тувинских шаманов. Рецензентом данной книги является доктор исторических наук, обладатель звания «Живое сокровище шаманизма» американского фонда шаманских исследований М.Б. Кенин-Лопсан.

    Работа Д.М. Сундуй «Итоги социологического исследования о развитии горлового пения хоомей Республики Тыва с 1992-2013 гг.» является совершенно новым руслом исследовательской деятельности тувинского хоомея. Это исследование основано на материалах эмпирического исследования, начато с 2005 года. Особый интерес представляет раздел, посвященный созданию и хранению архивного фонда МНЦ «Хоомей», где зафиксированы фонд дисков, фонд видеотеки, фонд фонотеки, фонд книг, научных трудов и фотоматериалов по хоомею. Глубокий анализ социологических данных предоставил общую картину численности и динамику роста исполнителей хоомея Республики Тыва; награды, почетные звания и их образования; развитие ансамблей и классов хоомея в кожуунах. Также подробно описаны проведенные симпозиумы, фестивали, конкурсы и смотры международного и республиканского значения, являющиеся основой популяризации и развития тувинского хоомея. В целом, данную работу рекомендуем для специалистов народного творчества, а также для всех интересующихся.

    На свет вышла книга Ооржак О.Х. «Народный хоомейжи Тувы – Геннадий Тумат Хайдып оглу» на тувинском языке.  В своей работе Ооржак О.Х. привлекла материалы из личного архива родственников Заслуженного артиста Республики Тыва, Народного Хоомейжи Тувы, мастера-виртуоза Геннадия Хайдыповича. Фотографии, на которых запечатлены самые интересные моменты его жизни, личная переписка, где можем выявить изюминки творческой деятельности в области горлового пения, самосочинения, из которых он, как хоомейжи, «лепил» характерный только ему репертуар, также вырезки и воспоминания родных и близких, знакомых и поклонников – представляют панораму всей жизни Народного хоомейжи Тувы Тумат Г. Х. Хотя он ушел из жизни еще в расцвете сил, Геннадий Хайдыпович останется в нашей памяти как один из достойных сынов тувинского народа. Следует добавить, что человеческая память забывчива, переменчива, поэтому автобиографии, монографии-очерки о том или ином исполнителе хоомея представляют собой ценность для молодого, подрастающего поколения.

______________________________________________________________________