Научная конференция «Хоомей – феномен народов Центральной Азии»

Научная конференция «Хоомей – феномен народов Центральной Азии» состоялась в рамках VI Международного этномузыкологического симпозиума, посвященного изучению горлового пения, который стартовал в столице республики Кызыле 13 июня.

KyrgysZK

22 Ее работа началась с пленарного заседания, в котором принимают участие представители Австралии, Венгрии, Китая, Латвии, Монголии, Норвегии, Турции, США, Японии, а также регионов России – Кемеровской, Новосибирской областей, республик Алтай, Башкортостан и других. Уже одно это свидетельствует о признании уникального искусства, родиной которого является Тува, во всем мире. На пленарном заседании конференции были представлены доклады доктора искусствоведения Зои Кыргыс (Россия, Тува) об особенностях исполнительства тувинского горлового пения. В числе основных выступлений было озвучено исследование доктора медицинских наук, профессора, проректора Новосибирского государственного медицинского университета Елены Потеряевой (Россия) – представлены итоги 11-летней работы по оценке состояния и функциональных резервов кардиореспираторной системы у исполнителей хоомея. Культуролог Валентина Сузукей (Россия, Тува) представила доклад о древнетюркских корнях тувинской музыки. О культурных связях Тувы и Японии, в которых горловое пение занимает значительное место, рассказал делегат из Страны Восходящего солнца Макигами Коичи. Вице-председатель Ассоциации монгольского горлового пения Цеден Иш (Улан-Батор) провел параллели между монгольским и тувинским вариантами исполнительского искусства горловиков. После пленарного заседания работа конференции продолжилась тематическими докладами по секциям.

В своем обращении к собравшимся Теодор Левин профессор музыки, доктор философии Бостона (США) признался, что очень ошибался, когда говорит о недолговечности интереса мировой публики к тувинской музыке:

Теодор Левин

– Когда я впервые увидел гастролирующих в США тувинских музыкантов, это было в начале 1990-х, то им посоветовал так: ребята, берегите свои деньги. Потому что интерес к тувинской музыке не будет долгим. Мир капризный. Через несколько, наверное, какая-то другая музыка придет. Из Африки, из Карибского моря. И тогда интерес мира будет обращен туда. Но сегодня мне очень приятно признать, что я ошибался. Можно смело сказать, что сильно ошибался. Потому что сегодня интерес к тувинской музыке не только продолжается, но и сильно растет.

Оказывается, это был не каприз и не случайность. Я считаю, что в тувинской музыке есть какая-то сущность, которая принадлежит нам всем. Это на сегодняшний день это имеет очень почетное место в лексиконе мировой музыки. Является в самом деле классикой мировой музыки. Это тоже не случайно, потому что тувинская музыка не стояла на месте. Она постоянно меняется, развивается благодаря усилиям, вкладу, содействию многих и многих лиц здесь в Туве. В том числе, конечно, сами музыканты, также это поддержка ученых, поддержка правительства, поддержка самого тувинского народа. Поэтому я думаю есть очень много, чем гордиться. Когда я впервые приехал в Туву в 1987 году, меня приняли здесь очень хорошо, с щедростью, гостеприимством. И у меня была возможность довести до конца экспедицию вместе с Зоей Кыргыс, и другими учеными из США. В течение двух лет мы проводили экспедицию по всей Туве. Добыли еще много очень интересного материала. Я рад сказать вам, что сегодня я привез обратно в Туву все записи, которые мы собрали в те годы и сегодня мы их дарим тувинскому народу, передаем институту и организациям эти записи. Так что это тоже маленький вклад в сокровищницу тувинской музыки. Спасибо вам большое!

IMG_2861
«Главный итог VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» – это признание научным сообществом того факта, что родиной хоомея является Тува», – такое заявление сделал министр культуры республики Вячеслав Донгак на пресс-конференции, которая состоялась 15 июня в Кызыле, в Центре традиционной тувинской культуры и ремесел. По мнению главы культурного ведомства, это налагает особую ответственность на регион за сохранение и развитие древнейшего искусства. На вопросы журналистов СМИ Тувы, Прибалтики, Испании, Китая отвечали организаторы, участники и гости симпозиума. Обсуждались различные аспекты важнейшего события в культурной жизни региона в 2013 году, в том числе научные и социально-культурные. Отмечалось, что за 21 год, прошедший с момента проведения первого симпозиума, он превратился в событие международного значения, стал мощным стимулом для развития национальной культуры не только Тувы, но и других регионов России, важным фактором объединения людей, проживающих в разных странах и на разных континентах. Интерес к тувинскому горловому пению растет год от года. Достаточно сказать, что нынче в Кызыл съехались ученые и исполнители хоомея из десяти регионов России – Хакасии, Алтая, Башкортостана, Якутии, Шории, Чукотки, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска; из 17 стран, в том числе США, Японии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Казахстана, Киргызстана, Беларуси, Монголии, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, Норвегии, Испании, Греции, Китая. Для участия в конкурсе горлового пения, который проходит в рамках симпозиума, заявлено более ста исполнителей, в том числе – 16 ансамблей (11 – тувинских, 5 – зарубежных). Еще одна важная деталь, характеризующая уровень развития хоомея на его родине: тувинские горловики, прежде чем попасть на конкурс, прошли отборочные туры в районах.

В Туве уже трое ученых, изучающих хоомей, защитили докторские диссертации. Это означает, что в республике создана серьезная научная база по изучению горлового пения.  Зарубежные гости заявили, что впечатлены тем, какое внимание власти республики уделяют сохранению и развитию искусства и народных традиций. Журналист из Прибалтики Улдис Тиронс сказал, что 20 лет назад он слушал хоомей в юртах чабанов, а сейчас он звучит со сцены главного театра республики в исполнении музыкантов национального оркестра – это огромный прогресс. По мнению Теодора Левина, профессора музыки, доктора философии из Бостона (США), «в Туве нашли очень хороший баланс между государственной поддержкой культуры и общественным интересом к ней».

Гран-При VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», завершившего вчера свою работу в Кызыле, завоевал Народный хоомейжи Тувы Монгун-оол Ондар. Это его вторая высшая награда международного форума горлового пения. Первый Гран-При он взял 20 лет назад на Первом симпозиуме. Ему тогда было только 16 лет. В числе лауреатов сольного исполнительства хоомея – Аян-оол Сам (1-е место), Игорь Кошкендей (2-е), Бады-Доржу Ондар (3-е). Игорь Кошкендей и Бады-Доржу Ондар, артисты ансамбля «Алаш», получившего на этот раз Гран-При в состязании ансамблей, были лауреатами Гран-При и в сольном исполнении – в 1998 и 2008 году соответственно.

Награду обладателям Гран-При вручил глава республики Шолбан Кара-оол. В своем обращении к участникам и ученым он выразил благодарность за постоянный интерес к древнему искусству тувинской земли. «Хоомей – это неразгаданная тайна души тувинского народа, которую мы получили как великое наследие. Наши предки говорили: «Хоомейимни кагбас – ла мен, хомге суккаш, чуктеп аар мен…» – «Хоомей свой я никогда не оставлю, буду носить его всегда с собой». Такое трепетное отношение позволило сохранить это искусство на многие века. Каждый симпозиум, уже шестой, – это шаг к разгадке тайны волшебного звукоизвлечения, – сказал глава региона. – Как сын своей родины, я горжусь тем, что за последние годы тувинское горловое пение достигло всемирного признания. И сегодня мы стоим на пороге открытия Академии Хоомея, которая станет поистине уникальным культурно-образовательным учреждением России и всего мира».

В этом году форум горлового пения собрал ученых и исполнителей хоомея из десяти регионов России – Хакасии, Алтая, Башкортостана, Якутии, Шории, Чукотки, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска; из 17 стран, в том числе США, Японии, Норвегии, Финляндии, Австралии, Казахстана, Киргызстана, Беларуси, Монголии, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, Норвегии, Испании, Греции, Китая. В конкурсной программе приняло участие более ста исполнителей, в том числе – 16 ансамблей (11 – тувинских, 5 – зарубежных). Еще одна важная деталь, характеризующая уровень развития хоомея на его родине: тувинские горловики, прежде чем попасть на конкурс, прошли отборочные туры в районах.

Обладателями Гран-При Международного симпозиума по хоомею в индивидуальном исполнении в разные годы становились: Монгун-оол Ондар (1992), Радион Мунзук (1995), Игорь Кошкендей (1998), Алдын-оол Севек (2003), Бады-Доржу Ондар (2008).

IMG_2787

Пресс-конференция

«Главный итог VI Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» – это признание научным сообществом того факта, что родиной хоомея является Тува», – такое заявление сделал министр культуры республики Вячеслав Донгак на пресс-конференции, которая состоялась 15 июня в Кызыле, в Центре традиционной тувинской культуры и ремесел. По мнению главы культурного ведомства, это налагает особую ответственность на регион за сохранение и развитие древнейшего искусства.

На вопросы журналистов СМИ Тувы, Прибалтики, Испании, Китая отвечали организаторы, участники и гости симпозиума. Обсуждались различные аспекты важнейшего события в культурной жизни региона в 2013 году, в том числе научные и социально-культурные. Отмечалось, что за 21 год, прошедший с момента проведения первого симпозиума, он превратился в событие международного значения, стал мощным стимулом для развития национальной культуры не только Тувы, но и других регионов России, важным фактором объединения людей, проживающих в разных странах и на разных континентах.

 

Особый интерес представителей СМИ взывали итоги работы одной из секций научной конференции – «Акустика хоомея» и участие в ней ученых-генетиков. Как пояснила доктор биологических наук, профессор Тувинского госуниверситет Урана Кавай-оол, в изучении горлового пения проделан огромный путь и все данные говорят о том, что пора «перейти на уровень генетики». Важную деталь отметила доктор культурологии Валентина Сузукей: в Туве уже трое ученых, изучающих хоомей, защитили докторские диссертации. Это означает, что в республике создана серьезная научная база по изучению горлового пения.

Зарубежные гости заявили, что впечатлены тем, какое внимание власти республики уделяют сохранению и развитию искусства и народных традиций. Журналист из Прибалтики Улдис Тиронс сказал, что 20 лет назад он слушал хоомей в юртах чабанов, а сейчас он звучит со сцены главного театра республики в исполнении музыкантов национального оркестра – это огромный прогресс. По мнению Теодора Левина, профессора музыки, доктора философии из Бостона (США), «в Туве нашли очень хороший баланс между государственной поддержкой культуры и общественным интересом к ней».

Награда Теодору Левину

Доктор наук, многолетний исследователь тувинского горлового пения, профессор в колледже Дартмаут (США) Теодор Крейг Левин (Theodore Craig Levin), открывший миру музыку ансамбля «Хун-Хурту», удостоен медали «За доблестный труд», за огромный вклад американского этномузыковеда в изучение и пропаганду хоомея как одного из важнейших достояний самобытной культуры тувинского народа.

Вот, что пишет в предисловии к русскому изданию книги Теодора Левина “Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами” (в английском варианте «Там, где поют реки и горы – Where rivers and mountains sing, Indiana University, 2006) музыкальный критик Нина Карпинская. «В истории музыки найдется немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех. Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков едва не самая резонансная сенсация современной world music. И у этой сенсации есть крестный отец — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе. Во многом именно благодаря ему маленькая республика, затерявшаяся в самом центре огромного азиатского континента, стала известна сегодня любителям музыкальной экзотики далеко за пределами России.

Теодор Левин, основатель Гармонического хора, совершил в 1987 году поездку по Туве с целью записать на пленку пение хоомей. Феномен хоомея Левин рассматривает с чисто научной точки зрения, но с большим интересом. Вот что пишет он в примечаниях к созданному им музыкальному альбому «Тува — голоса из сердца Азии» (Ted Levin. Tuva — voices from the Center of Asia):

«Эти стили, вероятнее всего, представляют собой остаточные элементы протомузыкальной звуковой системы, в которой человек путем подражания стремился наладить контакт с наиболее значимыми для него силами и существами. В случае тувинцев речь идет о домашних животных, окружающем ландшафте — горах и пастбищах, стихиях — ветре, воде, свете.

В традиционной звуковой системе Тувы наших дней горловое пение по-прежнему тесно связано с природой… Очевидно, горловое пение издревле служило средством выражения восторга, экзальтации, порожденной красотами окружающего мира. Шагая в одиночестве через луга, пастухи затягивали свои напевы не в расчете на слушателей, а лишь для самих себя, для гор и бескрайней степи».

По инф. пресс-службы Правительства РТ