30 лет ансамблю «Тыва»

Ансамбль «Тыва» 1987г.
Первый состав Ансамбля «Тыва» 1987г.

Ансамбль «Тыва» был создан в г. Кызыле в 1987 году музыковедом-фольклористом 3. К. Кыргыс. Творческая деятельность ансамбля дала толчок для интенсивного развития последующих музыкальных ансамблей — была обращена к фольклорным традициям устно­поэтического творчества тувинцев, создав новые формы бытования фольклора, тесно связанного с музыкальной средой, используя профессиональное звучание. Этот тип композиции основательно утвердился в стилистическом единстве с тувинскими песнями. Первый номер «Мөргүл», созданный для ансамбля «Ты­ва», звучит как блочный по сегодняшний день. Сейчас этот номер исполняется всеми тувинскими ансамблями: «Хүн-Хүртү», «Алаш», «Чиргилчин». В репертуаре ансамбля было несколько сотен песен всех кожуунов Республики Тыва. В ансамбле участвовали лучшие исполнители горлового пения, каждый из которых обладал своим уникальным тембром голо­са.

Через творческий репертуар, песни и номера ансамбля «Тыва» появилась возможность лучше понять тувинское народное искусство. В отличие от других народных ансамблей из этого края Сибири, программа ансамбля «Тыва» тогда тесно была связана со спецификой ре­гиона, где сосредоточены все природные ландшафты и очень богатый животный и природный мир, разнообразные типы хозяйства и стили жизни. Ансамбль представлял все многооб­разие тувинской культуры, запечатлев эту культуру в своих ранних (архаичных) проявлениях. Тувинский народ сохранил с глубокой древности по сегодняшний день эти способы исполнения, связанные с подражанием животным, являющиеся основой музыкальной культуры, ин­тонационного слуха. Звуки природы проецируются не только на искусство горлового пения, но и на хомусное пение. Владение звукоподражаниями является, так или иначе, ключом к этому искусству. Ключом, который открывает секреты и питает народное искусство горлового пения.

Ансамбль «Тыва» (2-ой состав)
Второй состав Ансамбля «Тыва»

Ансамбль ставил своей целью развивать и сохранять традиционное искусство и создавать новые формы, унаследовать все жанры тувинского музыкального фольклора, получившего свое развитие в ранние периоды жизни кочевников Центральной Азии. В те времена ансамбль выступал в Монголии, Тайване, Голландии, Бельгии, Швеции, Германии, Норвегии, США, Японии. Сегодня этому ансамблю исполняется 30 лет. За эти годы ансамбль не раз менял свой состав, менялся и репертуар. Но самые первые участники ансамбля — Геннадий Тумат, Конгар-оол Ондар, Анатолий Куулар, Сергей Ондар, Иван Сарыглар, Кайгал-оол Ховалыг, Борис Херлии, Алим Кунчун — останутся в сердцах тувинского народа. Неисчерпаемый багаж народной мудрости, архаичные музыкальные мотивы, за столетия накопленные в народной музыке, настолько гармонично вписались в репертуаре этого ансамбля, что даже «невооруженным» слухом представителя другой музыкальной культуры, нации, хоомей воспринимается благозвучно. Связь фольклора с этническими музыкальными экспериментами всегда выдвигает самые свежие идеи.

Ансамбль «Тыва» 2003 г. (3-й состав)
Третий состав Ансамбля «Тыва» 2003 г.

В репертуаре ансамбля представлены все жанры тувинских народных песен, все приемы хоомея, основные тувинские национальные инструменты: струнно-щипковый (игил, бызаанчы), струнно-смычковый (шанзы), язычково-щипковый (демир-хомус), ударный (дүңгүр). В песнях хоомейжи раскрываются чувства и переживания: на первый план выходят воспевание природе и поклонение хозяевам-духам местности, восхваление женской красоты и скакуна-иноходца. В сценическом образе каждого хоомейжи видна его душевная красота полная внутреннего достоинства. Жанры произведений — самые разные: «Өскүстүң ыры», «Эр-ле чаңгыс болурумда», «Дуруяаны хоюспаңар», «Угбашкылар оолдары», «Өпей ыры», шуточно-бытовые припевки, короткие, протяжные, колыбельные песни.

Ансамбль «Тыва». 2018 г. (4-й состав)
Четвертый состав Ансамбля «Тыва» 2018 г.

Во всем мире люди интересуются феноменом горлового пения. Тувинцы успешно гастролировали по разным странам и континентам. Самые престижные концертные залы восторженно встречали горловиков. Японское телевидение четырежды транслировало выступление ансамбля «Тыва». Несмотря на растущую популярность, ребята не страдали «звездной болезнью», и надолго сохранили в памяти народа любовь к своей родной земле и верность к своим традициям.

Тувинское горловое пение было и остается одной из древних, жизнеспособных традиций Тувинской народной музыкальной культуры. Первые фонограммные записи его относятся еще к дореволюционному периоду. Первые записи образцов горлового пения на грампла­стинку в исполнении тувинских певцов были осуществ­лены в 1934 г. всесоюзным творческим объединением «Мелодия». На всесоюзную арену горловое пение «Хоомей» впервые вышло в 1958 г. во время первого Всерос­сийского смотра художест­венной самодеятельности, когда тувинский мастер М. Дакпай своим оригиналь­ным искусством вызвал все­общее изумление и стал дипломантом смотра. Следующий раз тот же певец из Тыва стал лауреатом золотой медали Всемирного фестиваля молодежи в Москве, положив начало мировому признанию тувинского горлового пения и поэзии.

Ансамбль «Тыва» Гастроли в Японии 1999 г.

Ансамбль «Тыва» 1999 г.Ансамбль «Тыва» Гастроли в Японии 1999 г.

В наше время тувинское горловое пение пользуется огромным авторитетом и приобрело всемирную славу. О наибольшей развитости горлового пения в Тыве говорит тот факт, что оно здесь бытует в пяти основных жанровых формах с их многочисленными подвидами при множестве индивиду­альных манер исполнения.

По единодушному признанию многих авторитетных музыковедов у нас и за рубежом, горловое пение тувинцев как изумительный феномен в мировой музыкальной культуре несет в себе эстети­ческий заряд огромной эмо­циональной силы. Поэтому оно без всякого сомнения заслуживает всемирного распространения и признания всем музыкальным сообществом как важная составляющая тувинского наследия. Для этого более чем достаточный материал могут предоставить современные исполнительские традиции ансамбли Тыва, Чиргилчин и тд.

Искусство тувинских певцов приводило в восторг самых требовательных слушателей в крупнейших концертных залах Москвы, Ленинг­рада, Киева, Алма-Аты, Па­рижа, Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, Калифорнии, Колорадо, Токио, Швеции, Норвегии и других городов страны и мира.  

Ансамбль «Тыва» 2000 г.
Ансамбль «Тыва» гастроли на Тайвань 2000 г.

Программа ансамбля (1987 г.)

  1. «Мөргүл», муз. 3. Кыргыс, сл. Народные
  2. «Хам алгыжы»
  3. «Бээжин», запись 3. Кыргыс от Сандака Казака (1895 г.р.), Эрзинский район, 1988 г.
  4. «Чес-Булуң», запись А. Аксенова, 1945 г.
  5. Дуэт сыгыт-хоомей (в исполнении И. Сарыглар, С. Ондар)
  6. «Челер-ой»
  7. «Өпей ыры» (Ульяна Хертек)
  8. «Өскүстүң ырызы» (Анатолий Куулар)
  9. «Аъттың дерии» (ансамбль). Запись от М.Чап
  10. «Өгбелер» (разные приемы Кара-Сал Ак-оола, Ооржак Хунаштаар-оола, Кыргыс Сорукту, Санчи Кызыл-оола). Запись 3. Кыргыс, Архивные материалы ТНИИЯЛИ.
  11. Солы
  12. Хомустар (ыяш-хомус, демир-хомус, чарты-хомус, тая-хомус, шелер-хомус) ансамбль. Запись 3. Кыргыс от исполнителя Хомушку Идамчап Сурун-ооловича 1918 г. р., Бай-Тайгинский район, 1975г.
  13. «Кадай-кыстар» ансамбль. Запись 3. Кыргыс, от Андрей Ыдамовича Чульдум-оола 1916 г.р., Улуг-Хемский район, с. Арыг-Бажы.
  14. «Ашак-оолдар». Запись 3. Кыргыс, от Андрей Ыдамовича Чульдум-оола.
  15. «Угбашкылар оолдары». Запись 3. Кыргыс от Андрей Ыдамовича Чульдум-оола.

З. Кыргыс

Чооду Начын
Заслуженный артист РТ Чооду Начын
Борис Ельцин и Конгар-оол Ондар
Конгар-оол Ондар демонстрирует горловое пение Президенту России Борису Ельцину
Ансамбль «Тыва» 1988 г.
Ансамбль «Тыва» у оз. Сүт-Хөл, 1988 г.
Ансамбль «Тыва» 1988 г.
Ансамбль «Тыва» Сүт-Хөл, 1988, Алдан-Маадыр
(Кунчун Алим, Даңмаа Станислав, Сат-Дамба Доржу, Херлии Борис, Сарыглар Иван, Ховалыг Кайгал-оол, Ондар Сергей)