«Журавлиная удача» — удача «Саян»

Премьерой музыкально-хореог­рафического спектакля «Дуруяалыг туруг» («Журавлиная скала») ансамбль «Саяны» открыл новую страницу в своей творческой био­графии. Автор либретто — народный писатель РТ Эдуард Мижит, поста­новщик — К. Семенов, автор идеи сценографии, хореограф Московс­кого академического музыкально­го театра имени К. С. Станиславско­го и В. Н. Немировича-Данченко. Композитор — член Союза компози­торов России Буян-Маадыр Тулуш. Художник по костюмам — народ­ный художник РТ Начын Шалык. Не часто над постановкой спектаклей работает такое мощное творчес­кое ядро.

В основе либретто лежит древняя тувинс­кая легенда. Э. Мижит богато инкрустировал ее вкраплениями народных песен, частушек, игр, благодаря чему смысловая емкость пер­воисточника возросла многократно. Весьма профессионально написана музы­ка, которая выполняет функцию «центра притяжения», фокусирующего вокруг себя другие темы. Без нее немыслимо предста­вить мировоззрение постановщика, его твор­ческих установок. Музыка, написанная Буян- Маадыром Тулушем, становится путеводной нитью, определяющей ход сюжета и всех остальных рассуждений создателей поста­новки.

Работа композитора над спектаклем мо­билизовала исполнительский коллектив
ор­кестра, в котором задействованы тувинские национальные инструменты дошпулуур, игил и другие. Особенно интересно воплощение темы лебедей в сказочных сюжетах. Любовь лебедей, говоря образно, принимает облик волшебного инструмента. Все партии тща­тельно проработаны, оркестр, подобно «не­рвной системе с тончайшими рефлексами», чутко реагировал на малейшие нюансы во­кального интонирования.

Оркестр — это мощь и чувство локтя, дирижер Эрес Тартан-оол. Именно с его «лег­кой руки» мы могли услышать задумки ком­позитора. Он предельно заостряет кон­трасты, умело распоряжается музыкальным временем. Надо заметить, что музыкальный уровень спектакля, изрядно страдавший во многих предшествующих работах ансамбля, на этот раз в целом достаточно высок. Но назвать его слишком профессиональным я бы не осмелилась. Хотя национальный ор­кестр ансамбля всегда «на ходу». Не имея своего зала, он все ровно всегда работает ответственно. При этом с инструментальны­ми партиями оркестранты справляются ус­пешно, каждое их соло превращается в кон­цертный номер.

Еще одна важная в семантическом отно­шении характеристика спектакля — танцы. Именно на них построен центральный эпи­зод. Танцы лебедей, исполняющих хорово­ды, становятся внеотъемлемой частью либ­ретто.

Удачны задумки костюмов художника. «Журавлиную пару» характерно красиво, воздушно показали артисты балета Амыр-Санаа Куулар и Татьяна Сонгуваа. Обраща­ет на себя внимание мужская группа балета с ее пластической выразительностью. Удовольствие зрителям доставили танцеваль­ные трюки «наездники», «удальцы» и танцы, которые раскрывают связи с древ­ними языческими шаманскими корнями: слож­ные перехваты рук, особые скольжения пар, — все это придает им неповторимость. Это, безусловно, радует.

Сильное впечатление оставило исполне­ние партии сказителя. С трудом верится, что эти насыщенные, красивые певучие звуки — голос человека. Лауреат премии правитель­ства Москвы, многочисленных фестивалей, обладатель двух гран-при Международных научных симпозиумах, заслуженный артист РФ Монгун-оол Ондар покоряет. Такой про­стой и крутой парень. Отрадно, что успехи Монгун-оола оценили всемирно известные музыканты, среди которых, например, профессор Московской консерватории А. Соколов. Певец сумел передать зрителю то эмо­циональное состояние, которое заложено
в сюжете произведения. Движение музыки идет от слова. Важно понимать
и смысл тек­ста, и замысел композитора. Монгун-оол Ондар это уловил и понял.

Легенда ставится в контексте всей куль­туры соответствующего времени, вновь возрождающей древние истоки. Не приво­дит случайное, безосновательное стремле­ние прикоснуться к «вечному сюжету» — зат­рагивая его, каждый драматург невольно берет на себя ответственность, мера кото­рой осознается далеко не сразу.

Крепкий, дружный, творческий, иници­ативный коллектив, создаваемый многие годы, снова способен к решению современ­ных задач. И это в непростых условиях, без репетиционного зала, без перерывов в кон­цертной деятельности. По плану министер­ства культуры должны были сделать 48 кон­цертов, дали 136, увеличив валовый сбор до 20545 тысяч рублей — 283 процента пла­на. Ансамбль сумел приобрести крепкую ре­путацию. Признанные профессионалы, ар­тисты балета закрывают премьеру, задавая общий тон радости и позитива.

Художественный руководитель ансамб­ля Аян Мандан-Хорлуу всегда работает
с полной самоотдачей. Он считается стерж­нем ансамбля и его «лицом». Речь идет о сим­биозе музыкального и художественного ис­кусства. Это инновационное начинание ансамбля: оркестр, держащий ритмическую основу для артистов при исполнении слож­ных партий, постепенно вырабатывает сла­женность игры и чувство гармонии.

Ансамбль стал чувствовать свою ответ­ственность перед публикой. Работают ар­тисты серьезно, кропотливо. И спектакль стал знаковым, настоящей удачей, доказа­тельством уверенного профессионального роста коллектива
и посетившего его твор­ческого вдохновения.

В результате совместной работы четы­рех мастеров найдено сценографическое, концептуально насыщенное сценическое решение. Пластический рисунок спектакля, таким образом, оказывается органически связанным с его музыкальным обликом.

Зоя Кыргыс,
доктор искусствоведения