«Народные хөөмейжи Республики Тыва»

К Году человека труда в Республике Тыва

Сегодня, 17 августа – День Хөөмея, учрежденный Указом Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола от 12 августа 2015 года №133, для сохранения самобытной культуры тувинцев, популяризации искусства горлового пения как неотъемлемой части традиционной культуры и духовных ценностей тувинского этноса. На основании данного Указа были утверждены критерии присуждения титульных званий исполнителям горлового пения:
– «Хөөмейниң Эдискизи» – свирель;
– «Хөөмейниң Сыгыргазы» – иволга;
– «Кожууннуң Алдарлыг хөөмейжизи» – Заслуженный хөөмейжи кожууна;
– «Тыва Республиканың Алдарлыг хөөмейжизи» – Заслуженный хөөмейжи Республики Тыва;
– «Тыва Республиканың Улустуң хөөмейжизи» – Народный хөөмейжи Республики Тыва;
– «Тыва Республиканың Хүндүлүг хөөмейжизи» – Почетный хөөмейжи Республики Тыва.

День Хөөмея был учрежден недавно, хотя он имеет уже более чем вековую историю. В духовной жизни тувинцев горловое пение играло важную роль, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней тексты трудовых и колыбельных песен, героических сказаний. В сказании «Каңгывай Мерген» богатырь Кара-Түрү, возвращаясь с охоты, напевал хөөмей так мощно, что небо синее загремело, напевал каргыраа так громко, что земля черная сотрясалась.
Первая запись о тувинском хөөмее датируется 1867 годом, как отмечает этнограф, путешественник П.Е. Островских, оригинальным искусством отличается хөөмейлээр кижи, который издавая обычные у многих азиатских народностей горловые звуки, «на фоне их выделяет горлом же чрезвычайно характерные мелодии, как бы на флейте; при этом аккомпанирует на деревянном топшулууре». Последующие исследования связаны с именами исследователей П.Е. Островских, Е.К. Яковлев, Г.Е. Грумм-Гржимайло, А.В. Анохин, А.Н. Аксенов, Е.В. Гиппиус, С.И. Вайнштейн, А.К. Калзан, З.К. Кыргыс, Б.И. Татаринцев и других.

Важное место занимают научно-медицинские иссследования по решению вопроса о льготном пенсионном обеспечении профессиональных артистов горлового пения. В 1994 году в американском штате Нью-Йорк в госпитале им. Рузвельта проведен эксперимент под руководством проф. Анат Кэйдор и З. Кыргыс. Эксперимент об использовании организма человека для музыкальной деятельности был проведен в Университете Тодай, г. Токио (Япония), в 2000 году. В 2001 году сотрудники кафедры профессиональных патологий Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей и совместно с сотрудником МНЦ «Хоомей» врачем-пульмонологом республиканской больницы С. Сарыглар провели осмотр группы артистов исполнителей горлового пения, в результате чего даны рекомендации.

По воспоминаниям Заслуженной артистки Республики Тыва, хөөмейжи Шончалай Ооржак-Чооду:

«Когда я впервые пришла работать в ансамбль «Тыва», Зоя Кыргыс настояла на том, чтобы в наших трудовых книжках было записано «вокалистка (хөөмейжи)». Тогда мы были молоды, и когда обсуждали вопросы пенсионирования тувинских хөөмейжи, для нас это было чем-то далеким, находящимся за гранью неизвестного. А нас, участников четвертого состава ансамбля «Тыва», она подстраховала должностью вокалиста. Поэтому в соответствии с п. 3 Списка от 28 августа 1991 г. N 447, при стаже творческой работы не менее 25 лет, мы как артисты-вокалисты (солисты) концертных организаций имеем право на досрочную трудовую пенсию по старости. К сожалению, у большинства моих коллег хөөмейжи в трудовой книжке записано совсем другие должности, что вынуждает их выходить на трудовую пенсию в общем порядке при достижении 60 лет для женщин и 65 – мужчин. Еще тогда, более 40 лет назад Кыргыс стала закладывать крепкий фундамент для будущего хөөмея, с 1973 проводила полевые экспедиции у всех групп тувинцев, в том числе живущих в сумоне Ценгел Баян-Ульгийского и Центрального аймаков Монголии».

В 2011 году Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №251н в Единый квалификационный справочник включена должность «артиста горлового пения (хоомейжи)». Большинство хөөмейжи остается в профессии: если физическая форма позволяет, продолжают выступать, кто-то уходит в преподавательскую деятельность. Но если не исполнять хөөмей более трех месяцев подряд и не тренироваться, навыки хөөмейжи как говорят профессиональные исполнители уходят в небытие. Здесь важную роль играет «выслуга лет», в будущем хөөмейжи будет достаточно отработать в данной профессии определенный срок, и после этого по действующему закону человек сразу же, вне зависимости от своего возраста, может оформить пенсию. Пока изменения коснулись профессиональных артистов горлового пения, обладающих почетным званием «Народного хөөмейжи Республики Тыва».

Наградная система заложена Законом Республики Тыва от 24 декабря 1992 года №388 «О государственных наградах Республики Тыва». Первыми почетного звания «Народные хөөмейжи Республики Тыва» награждены шесть человек: Максим Дакпай, Сундукай Монгуш, Хунаштаар-оол Ооржак, Маржымал Ондар, Конгар-оол Ондар, Кайгал-оол Ховалыг в 1992 году во время I-го Международного этномузыкологического симпозиума «Хөөмей – феномен культуры народов Центральной Азии». Всего на сегодняшний день народными хөөмейжи стали 26 человек. Четверо из них, Конгар-оол Ондар, Кайгал-оол Ховалыг, Мөнгүн-оол Ондар, Борис Монгуш удостоены почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».
1. Дакпай Максим Чаламович
2. Монгуш Сундукай Шээлеевич
3. Ооржак Хунаштаар-оол Сурун-оолович
4. Ондар Маржымал Очурович
5. Ондар Конгар-оол Борисович
6. Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович
7. Монгуш Николай Кечилович
8. Тумат Геннадий Хайдыпович
9. Тау Федор Менгертиевич
10. Монгуш Валерий Кечилович
11. Тумат Кара-оол Хууракпанович
12. Чаш Геннадий Тюлюшевич
13. Куулар Герман Белекович
14. Монгуш Борис Чолдак-Хунаевич
15. Ондар Монгун-оол Дуктенмеевич
16. Севек Алдын-оол Дакашович
17. Кошкендей Игорь Михайлович
18. Ондар Бады-Доржу Владимирович
19. Монгуш Андрей Алдын-оолович
20. Оюн Евгений Дыртык-оолович
21. Сарыглар Евгений Викторович
22. Монгуш Сенди-Сюрюн Санчыевич
23. Сам Аян-оол Сергеевич
24. Мокур Улуудаевич Куулар
25. Опей Андрей Хертекович
26. Тумат Чодураа Семис-ооловна

За всю историю хөөмея самым молодым Народным хөөмейжи стал Бады-Доржу Ондар в возрасте 24-х лет. С восьми лет юный хөөмейжи начинает гастролировать в Америку, принимая участие с учителем Конгар-оолом Ондар в самых рейтинговых ток-шоу Америки «Шоу Дэвида Леттермана (David Letterman)» и известного телеведущего Чеви Чейз (Chevy Chase). Чтобы услышать легендарное исполнение хос каргыраа Алдын-оола Севек, в свое время специально приезжали его поклонники из Японии и Америки. А Народный хөөмейжи Игорь Кошкендей является обладателем премий «Душа России» и музыкальной премии «Грэмми».

Ушедшие из жизни легендарные мастера-виртуозы старшего поколения Хунаштаар-оол Ооржак (1932-1993), Сундукай Монгуш (1928-1996), Маржымал Ондар (1928-1996), Максим Дакпай (1921-1999), Геннадий Тумат (1964-1996), Геннадий Чаш (1960-1998), Кара-оол Тумат (1935-2002), Федор Тау (1929-2006), Алдын-оол Севек (1962-2011), Конгар-оол Ондара (1962-2013) Николай Монгуш (1942-2014) умели доходчиво и лаконично излагать свое видение в песнях и хөөмее.

Выдающиеся данные каждого хөөмейжи, яркая творческая индивидуальность; высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных партий; широкое признание зрителей и общественности должны быть оценены по достоинству. Соблюдение иерархии наград по присуждению титульных званий исполнителям горлового пения позволяет реализовать принцип последовательности награждения, и статус награды растет по мере того, как человек приобретает опыт в трудовой деятельности, повышает профессиональное мастерство, расширяет круг своих компетенций. Награждение, таким образом, является одним из способов воздать должное заслугам человека, отблагодарить его за добросовестный труд и преданность своему делу, выразить признательность за профессионализм и ответственность.

Профессия хөөмейжи, на сегодняшний день востребована в отрасли культуры, требованиями к квалификации являются высшее профессиональное образование (музыкальное) и определенный стаж работы в организации исполнительского искусства в должности артиста горлового пения (хөөмейжи). Ко Дню Хөөмея и к Году человека труда в Туве запускается медиапроект «Народные хөөмейжи Республики Тыва», посвященный выдающимся исполнителям уникального горлового пения, владеющим всеми его видами (хөөмейсыгыт, каргыраа, борбаңнадыр, эзеңгилээр) и приемами, работающим в профессиональных творческих коллективах, пропагандирующим уникальное тувинское искусство среди населения республики и за ее пределами.

Оюмаа Ноозун