1-я Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья

IMG_7914     С 24 по 27 июля 2016 г. в Кызыле прошла Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья, направленная на поддержку народно-художественных промыслов, ремесел и прикладного искусства. Организована была большая выставка тувинских, алтайских, хакасских мастеров, скульпторов, ремесленников и мастеров камнерезного и деревянного искусства.
     В работе приняли участие ученые-исследователи: Марджори Балзер, профессор Джорджтаунского университета, Вашингтон, США, Сибгатуллина Ирина Фагимовна, д.п.н., профессор, директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIF (Вена, Австрия), аспиранты, преподаватели университетов, школ, средних учебных заведений, мастера народных художественных промыслов, народные умельцы.
     Основная цель конференции — развитие межрегионального сотрудничества по возрождению и сохранению материальной и духовной культуры, народных традиций, стимулирование интереса современных мастеров, творческих коллективов к изучению культурного наследия народов России.
     Сегодня, когда духовная, экономическая сферы развиваются особенно динамично, когда происходят серьезные изменения в отношении к традициям, обычаям остро стоит вопрос о культурном наследии. Какие системы ценностей нужно возрождать в дальнейшем? Прежде чем рассматривать принципы развития культуры, необходимо определиться со значением некоторых понятий. Одним из первых встает вопрос о том, как развить «Народные промыслы» и «декоративно-прикладное искусство».
     На конкурсе мастеров кочевых народов Саяно-Алтайского нагорья участвовало 200 участников, на итоговой выставке были представлены работы 55 конкурсантов и еще одного участника вне конкурса. В рамках конференции также прошел Международный симпозиум «Деревянная резьба в творчестве мастеров Центральной Азии». На выставке прикладного искусства были представлены такие направления, как декоративная роспись, орнаментальное искусство, плетение из конских волос и кожаных ремней, скорняжное искусство, художественная обработка материалов, камнерезное искусство, народный образ в современной интерпретации, сувенирная продукция; интересно и необычно были показаны преемственность традиций в народном искусстве, шаманский образ в традиционном исполнении. Диапазон этих работ большой – от культуры, религии  и до прикладного искусства, в частности серебряного дела.
     Ассортимент ювелирных изделий был весьма скудным, поэтому организаторы упразднили данную номинацию, и вместо нее ввели другую - «Шаманский образ в традиционном исполнении». В номинации «Камнерезное искусство» победили Монгуш Тарас, Даш Анатолий, в декоративной росписи Норбу Лариса, в орнаментальном искусстве Ооржак Эльвира, представила интересные изделия, среди которых броши с различными подвесками, длинные тонкие цепи в несколько рядов, бусы, кольца, серьги и другие женские украшения. Монгуш Лира и Лопсан Максим выставили лучшую художественную обработку материалов, Норбу Шолбан и Кухаев Вячеслав — народный образ в современной интерпретации, лучшую сувенирную продукцию выставил Монгуш Артыш (дерево), преемственность традиций в народном искусстве показали Дамдын Арат, Сарыглар Сайзанак, Урчимаев Станислав. Обладателем гран-при стал Кухаев Аржан (Алтай). Второе место занял Донгак Хеймер-оол, третье место занял Одушпай Сергей.
     Резчики из Кызыл-Тайги выставили этнографические предметы: войлочные — валенки, варежки, мужские пряжки для пояса. В основном они повторяли мотивы женских костюмов, малую пластику. Но массовость изготовления имела и свою отрицательную сторону – качество продукции было низким, практически отсутствовал инновационный подход. В основном мастера копируют ювелирные украшения. Ювелиры в своей работе зачастую используют полуфабрикаты, изготовленные прокаткой, волочением, штамповкой, заготовки в виде проволочек, лент, полос и т.д. Так и хотелось мне подойти и посоветовать, что нужно уметь в работе с простейшей обыденной вещью проявлять творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности. Среди них есть и хорошие работы. Например, ювелирные работы Вл. Салчака из Кызыл-Дага. В изделиях был виден его почерк. Выставил свои работы и легендарный ювелир Сергей Кочаа из Кызыл-Дага: кинжал с композицией древних украшений, тонкой техникой исполнения. Такого кинжала никогда не видела ни в Монголии, ни в Туве. Владел ли Чингис-Хаан таким кинжалом? Потрясающая работа. Но это профессиональные мастера.
     Во все времена народным промыслам были присущи стремление к большой изысканности и утонченности, к разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Этим должны заниматься мастера с большим умом и изысканным вкусом. На сегодня формообразование ювелирных изделий в духе национальных традиций становится менее поверхностным, однако еще требует глубокого изучения истории и особенностей традиции, декоративно-прикладного искусства. Изучая культурные традиции, можно совершить невероятные открытия, если ты ремесленник, ведь новое готово явиться из «дедушкиных» сундуков. Насколько я обратила внимание, современное потребительское отношение к прикладным изделиям сужает сакральное значение каждого предмета. Поэтому довольно сложно представить, что истоки современного искусства лежат в далеком прошлом, которое нельзя втиснуть ни в этнографические рамки, и ни в культурные.
IMG_7819   В прикладной деятельности в основном предполагают творческую индивидуализацию. Ювелирное искусство, будучи тесно связанным с человеком, подвергается влиянию модных направлений. Отмечается единство решения костюма, образ человека и ювелирных украшений. На фоне этого растет интерес к национальной культуре. Хотелось бы отметить, что мастера должны больше искать связь с прошлым, а не просто наугад философствовать. Надо понять - изготовленные ювелирные изделия должны нести глубокий смысл. Они должны выполнять как социальную, так и обрядово-религиозную функцию. Приемы и причины формообразования орнаментаций должны помочь человеку лучше узнать свою историю, культуру, а значит, обеспечить преемственность культурного наследия. И по сей день человек производит и использует украшения в своей жизни. Характер пластики ювелирных украшений оказывает на нас сильнейшее воздействие и эстетическое и этическое, так как от костюма и украшений зависит внешний облик человека, его поведение. Поэтому надо знать, что ювелирные изделия являются историческими документами эпохи. Особенно это касается авторского ювелирного искусства и камнерезного искусства, изготовления украшений. Интерес к нему продиктован всесторонней стандартизацией предметов быта. Разнообразные исторические, этнографические находки, техника исполнения должны дать определенную пищу для размышлений. В этой связи, несмотря на то, что с каждым годом появляются новые работы, продолжает проявляться постоянно не очень качественные новые явления, и продают очень дорого свои «шедевры».
IMG_78067
     Мастера-инструменталисты пропагандируют все те же старые модели (ГПТУ–IV). Не пора ли расстаться с этим проектом? Или изменить форму. Хомусы продают с непонятным звуком и конструкцией. Такое впечатление, как будто тувинцы не знают этого инструмента и цена 800-1000 рублей. А где другие традиционные шесть разновидностей хомуса? Один человек выпустил книгу и этим ограничивается. А дальше почему не развивает? Работы любого исследователя должны быть ориентированы не только на сегодняшний спрос, но и на востребованность следующими поколениями. Это народное достояние должно развиваться, и практически, и теоретически. Игнорирование традиций приводит к отчуждению подрастающего поколения, так как противопоставляется, прежде всего, национальной культуре. Приводит к обнищанию духовного взгляда поколения. Поэтому есть смысл культурологам экстренно помочь в решении проблем, связанных с сохранением культуры, сохранить менталитет производителя. Необходимо дополнительное разъяснение сущности тувинской культуры. Республика Тыва по размерам не очень большая, но весомая с точки зрения культурного наследия. Национальный комитет РТ по делам ЮНЕСКО вообще не принимает участие. Кто там руководит, что они делают, никому дела нет. Все шито, крыто. А зарплата идет. Многие регионы и города, утратившие разнообразные производства, почему-то с удовольствием занимаются продажей искусств Тувы. Например, в киосках г. Абакана, Улан-Удэ, Томска. «Почему бы не производить нам тувинские сувениры, если хозяева не умеют?» — так ответил мне шаман из Хакасии. Потому что на них работают их Министерства экономики, культуры, Министерство финансов и т.д. Вот это и есть результат работ всех этих Министерств. Купили мастерам своим станки, открыли лаборатории, в ответ требуют их продукцию. Их не интересует, чьё искусство — тувинские, немецкие, главное — деньги должны идти в казну. Следовательно, вывод один, все упирается в финансы. Нужны станки, экспериментально-акустические лаборатории. А что у нас получается во время открытий выставок? Приходят депутаты, чиновники и смотрят. А что смотреть, если нет реальной помощи. Слава богу, хоть что-то приносят мастера. Четыре года назад Министерство культуры РТ открыло предприятие, где изготавливают национальные инструменты. А до этого, чем занимались «Министры», человек поменялся. А толку-то! Ничего после себя не оставили. Вот результат их трудов. Человекообразное чучело кто-то принес. Спрашиваю: «А это что»? Она говорит: «Верблюд». Столько войлока в Туве. Неужели нельзя из войлока сделать верблюда и другие мягкие игрушки. В Туве все почему-то взялись за горловое пение. Этим искусством занимаюсь с 1973 года. Надо признаться, что ушедшие ученые ТНИИЯЛИ поставили памятник этому достоянию народа. Тогда информаторы-горловики с удовольствием оставляли в архиве свое творчество. Мы сейчас видим, какие последствия. Национальный оркестр, программа ансамблей «Тыва», «Саяны», «Чиргилчин», «Алаш». Не с воздуха же взяли репертуар. Все это народное творчество. А сейчас трудно исполнителя хоомея записать. Все ссылаются на диски. Диски для науки не годятся, это искаженный материал. Диски есть диски. Их духовная сторона народа не интересует. Тогда никому в голову не приходило исследовать хоомей. Нет нотировщиков, теоретиков до сих пор. Фестивалить все могут. Так и с промыслами надо заниматься. Это такое же главное искусство народа, как и хоомей. Научных работ о промыслах до сих пор нет, о преемственности в искусстве написано мало.
    Декоративное искусство, народные промыслы — это такая сфера человеческой деятельности, где не только должны продолжаться, но и наследоваться, совершенствоваться приобретенные ушедшими поколениями на протяжении веков творческие навыки. Область народных промыслов камнерезного искусства, декоративно-прикладной деятельности человека очень разнообразна и уходит в своем развитии в глубокую древность. Поэтому надо работать с информаторами, собирать материал. Поддерживать, решать вопросы технологической разработки, помочь приобрести станки, вести активную работу с мастерами традиционных ювелирных центров. Уделять большое внимание подготовке художников-ювелиров. Обязательно научно исследовать, а не брошюрки писать. Мастера намного богаче душой, чем мы с вами. Поэтому им надо уделять огромное внимание. Например, после дружеского ужина, имела честь побыть с мастерами. Они, как люди искусства, с огромным удовольствием посвятили вечер творчеству таких писателей и поэтов, как М. Цветаева, С. Есенин, А. Ахматова, А.Пушкин, блоками, искренне, от всей души декламировали их стихотворения. Вечер стихийно был посвящен классикам русской культуры. Жалко, что СМИ не осветили, и не прослушали все это. Такие талантливые, начитанные, с богатым внутренним и тонким миром, мастера приехали поддержать конференцию и выставку. Они были очень благодарны тому, что впервые собрались в Туве, что их поддержали по федеральной целевой программе «Культура России – 2012-2018 гг.», и все они получили большое вдохновение.
     Как и всякое явление в культуре, отдельные виды промыслов не могут прогрессировать одинаково. Каждое художественное явление развивается по- разному, в зависимости от складывающихся условий. Поэтому, чтобы определить качество того или иного предмета, надо пройти этапы, по которым можно вынести суждение.
      На протяжении многих столетий меняются народы, языки, изобразительное искусство. Но память человеческая сохраняет в поколениях культурные достижения прошлого. Примером одной из самых древних форм искусства, в которой заложен глубокий мировоззренческий смысл, могут служить промыслы, декоративно-прикладное искусство.

З. Кыргыс, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Проект резолюции