Традиция исследования тувинского горлового пения

sojonNEW.

Традиция исследования тувинского горлового пения насчитывает уже более ста лет. Впервые горловое пение  был записан в Восточной Туве в 1865 г. исследователем П. Островских.

  • 1865 — П.Е. Островкий
  • 1897 — Е.К. Яковлев
  • 1897 —  Г.Е. Грумм-Гржимайло
  • 1902 — А.В. Анохин
  • 1914 —  Д. Каррутерс
  • 1927 -Е.В. Гиппиус
  • Середина 1930-х — Первые профессиональные звукозаписи тувинского сольного двухголосного пения на грампластинки, под руководством Е.В. Гиппиус.
  • 1934 — Выпуск серии граммофонных пластинок с классическими образцами стилей пения тувинского горлового пения (хоомей, каргыраа, эзенгилээр, сыгыт, борбаннадыр), песни жанра «ырлар» и инструментальные наигрыши на игиле.
  • 1945 — Начало фольклористики в Туве. Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ)
  • 1956 — М.Мунзук (первая публикация народных мелодий)
  • 1964 — Монография А.Н. Аксенова «Тувинская народная музыка», вышедшая под редакцией Е.В. Гиппиуса стала этапным явлением в тувинской музыкальной фольклористике
  • 1975 В.Т. Масловым, Б.П. Черновым  установлен механизм образования второго источника звуковых колебаний
  • 1980 —   Статья С.И. Вайнштейна «Феномен музыкального искусства, рожденный в степях»
  • 1995 — Эндоскопическое исследование З.К. Кыргыс, Анат Кэйдор, Энтони Джон (США Нью-Йорк)

П.Е. Островских.

П.Е. Островских

Отчет П. Островских содержит первые данные, существенно пополнившие тогдашние представления об этнической культуре тувинцев. Заслуга Островских в том, что наряду с вопросами истории и этнографии, он рассматривает музыкальное творчество как важнейшую часть духовной культуры народа. Многое в его работах не потеряло свою актуальность и сегодня.
* «Краткий отчет о поездке в Тоджинский кожуун Урянхайской земли” и значение Урянхайской земли для южной Сибири (известия Русского Географического общества за 1898-1899 гг). Полный дневник Урянхайского путешествия с многочисленными рисунками, фотографиями, описанием всей вывезенной из Урянхайской земли этнографической коллекции (находящейся ныне в Берлинском Музее Народоведения) был своевременно представлен в Русское Географическое общество, которое отпустило значительную часть средств на это путешествие, но из -за большой стоимости издания, не был опубликован.

Е.К. Яковлев.

В опубликованном научном отчете. “Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела Минусинского музея” исследователь сообщает, что –
“Своеобразное впечатление, произведенное пением без слов, не передается словами. Это пение называется “кумейлер” (хоомейлээр — З.К.) и слагается из целой гаммы хрипов. Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько смогут вместить его легкие, и затем начинает извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей, непрерывность и длительность коих всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. Затем следует новый глубокий вдох и продолжение таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулууруме  — инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, декой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому проследованию таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии.”

А.В. Анохин.

А.В. Анохин

Анохин (1874 –1931) – известный краевед, этнограф, педагог, композитор, собиратель и пропагандист музыкального фольклора тюрко-монгольских народов.
Русский ученый  А.В. Анохин (1874-1931гг.), который был известен как выдающийся знаток традиционной музыки Центрально-азиатских и Южно-сибирских народностей Российской империи, в конце XIX столетия посетил урочище Хемчик республики Тыва, и обратил свое внимание на музыку тувинцев. Он считал горловое пение особенно характерным для тувинской музыки и ввел в научный оборот. По-видимому для того, чтобы подчеркнуть значимость существующего в Туве искусства сольного двухголосного пения, А.В. Анохин придерживался мнения, что традиционная музыка тувинцев принадлежит к числу самых древних видов этого искусства и представляет собой как бы его первоначальное состояние, не тронутое чуждыми влияниями.[1] Он пишет, что в творчестве тувинцев отсутствует постороннее музыкальное влияние, мелодии самобытны.


[1] Г.Н. Потанин. Этнографические сборы А.В. Анохина («Труды Томского Общества изучения Сибири», т.III,  вып. I Томск, 1915).

.

Е.В. Гиппиус

Е.В. Гиппиус

Первые по времени послереволюционные музыкальные записи тувинских народных песен были сделаны в 1927 году Е.В. Гиппиусом и З.В. Эвальд с голосов студентов Института народов Севера и Сибири в Ленинграде.

.

.

.

А.Н. Анохин.

.А.Н. Анохин

В нотациях тувинских народных песен, выполненных на высоком научном уровне, самим А.Н. Аксеновым впервые воспроизведена фактура горлового пения и фактура наигрышей игиле, бызаанчы, хомусе.

.

.

.

.

С.И. Вайнштейн.

Интерес вызывает также опубликованная в 1981 г. статья С.И.Вайнштейна о горловом пении в контексте этногенеза тувинцев. Не ставя перед собой собственно музыковедческих задач, исследователь сумел передать дух тувинской музыки, и довольно цельно и ярко представить исполнение горлового пения. Основой статьи послужили полевые материалы ученого из Центральной Тувы, встречи с его респондентом О.Алдын-оолом в 1954 г. Как отмечает С.И.Вайнштейн, это был «дуэт» необычных музыкальных инструментов, но исполненный … без инструментов, голосом одного солиста в безлюдной центрально-азиатской степи, исполненный им «для себя», а, может быть, и для меня тоже. Прошло четверть века, но этот эпизод остался, пожалуй, одним из самых примечательных в длинной череде моих воспоминаний о путешествиях по Сибири.

.

В.Т. Маслов, Б.П. Чернов.

В 1975 году установлен механизм образования сольного двухголосия. Как утверждают авторы, в формировании высоты свисткового тона участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта, и именно они образуют свистковое отверстие. На этой основе они делают общий вывод о прямой связи тувинского сольного двухголосия с пением башкир, алтайцев, хакасов и монголов, что вряд ли корректно. Эта связь скорее косвенная.

.

З.К. Кыргыс, Анат Кэйдор, Энтони Джон

Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 г., горловое пение тувинцев, настолько специфично, что не дает право на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия
Без имени-2Исследования были проведены согласно следующей схеме: физиологический анализ голосовых связок, особенности работы дыхательного аппарата, особенности деятельности резонаторной системы. Работа была записана на видеокассету при помощи назофарингологической эндоскопии с использованием гибкого эндоскопа из волокна, фоноскопии, телескопа, введенного через ротовую полость.