Обертонное пение в разрезе

На томографии хорошо видно как происходит звуковая вибрация в тканях исполнителя, а так же как участвуют в процессе звукоизвлечения органы и структурные компоненты в горле и ротовой полости. Подобную картину распространения звуковых волн, можно наблюдать и у исполнителей горлового пения.

Представленное видео является ярким примером отличия традиционного тувинского горлового пения от его имитации (исполнение без грудного приема хоректээр). На видео исполнитель использует совершенно иной прием звукоизвлечения и, при этом, издает высокий звук чем-то похожий на звуки тувинского сыгыта. В силу технического отличия, имитация не позволяет получить то же разнообразие и звуковой колорит, который свойственен исполнителям владеющим традиционным тувинским приемом. Аналогично представленному на видео на видео способу (без тувинского приема хоректээр), исполняется, например, традиционный монгольский хоомий.
При этом, важно отметить, что термин “Обертонный” часто применяемый в отношении феномена горлового пения использовать некорректно, в виду того, что получить обертонное звучание можно множеством способов, с применением самых разнообразных средств. При горловом пении обертоны часто слышны, однако и оперный певец может издавать обертонный звук и ветер в расселине иногда завывает так, что слышны обертоны.

Можно, например, заставить рояль, издать обертон, однако это ни как не делает рояль сколько-нибудь близким по технике звукоизвлечения к горловому пению, для которого, к слову, обертонное звучание вовсе не является обязательным условием. Так же, само определение обертонного звучания не указывает на технику (способ) которым оно получено.

 
Для сравнения, ниже приведу примеры женского исполнения:
  • монгольского хоомия

  • тувинского хоомея

Даже не искушенному слушателю из этих примеров будут понятны отличия традиционного тувинского горлового пения, от его имитаций. При том, что сами по себе эти имитации, могут представлять собой утвердившийся и вполне самостоятельный вид традиционного национального “горлового пения”, как в случае, например, с монгольским хоомием.

Резюмируя выше сказанное делаю выводы:

1) Без приема хоректээр исполнители могут имитировать некоторые звуки тувинского горлового пения, однако наблюдаемые различия (обусловленные техникой звукоизвлечения) заметны на слух, что называется не вооруженным взглядом.

2) Использовать термин “обертонное” для определения горлового пения как вида не представляется возможным.

 

Младший научный сотрудник
Международного Научного Центра “Хоомей”
Иван Денисов

Исходные данные представленного видео:
MRT Filmmaterial mit freundlicher Genehmigung und großem Dank an:
Universitätsklinikum Freiburg
Klinik für Radiologie – Medizinphysik &
Institut für Musikermedizin
Prof. Dr. Bernhard Richter Prof. Dr. Dr. Jürgen Hennig Prof. Dr. Matthias Echternach
(c) 2015

Ссылка на источник видео:
http://fim.mh-freiburg.de
http://www.oberton.org
Anna-Maria Hefele YouTube Channel