Школа Кенденбиля представляет…

Программа отчетного концерта учащихся, преподавателей и вы­пускников Республиканской школы искусств им. Р. Д. Кенденбиля, по­священного юбилею первого ди­ректора и основателя РШИ Любови Хууракай с трогательным названи­ем «С любовью к искусству…», была построена так, чтобы макси­мально продемонстрировать твор­ческие способности детей.

Концерт начался с выступления Детско­го духового оркестра, дирижер А. Ондар, солист М. Намзырай, который отлично ис­полнил «Галоп» из балета «Комедианты»  Д. Кабалевского. В оркестре чувствуются слаженность игры и присутствие гармонии, юные оркестранты прекрасно слышат друг друга.

Далее прозвучали сводный хор учащих­ся старших классов, руководитель Любовь Николаевна. Исполнили песни И. Дунаевс­кого «Мы за мир» и «Летите голуби». Пер­вая директриса РШИ с первого взмаха про­демонстрировала навыки ещё советской школы: прекрасный строй, выразительность исполнения, строгий порядок и вышколенность во всем. Даже в музыке почувство­вался запах ушедших времен. Мощь и эксп­рессивность подобранных голосов в хоре од­новременно звучали с изяществом и легкос­тью в исполнении. Прекрасно выделилась солистка, выпускница школы – Надежда Куу­лар, с песней «Мама» – мягкий, благородный, теплый звук ее сопрано подарил истинное наслаждение зрителям.

Будущие композиторы и пианисты в сте­нах школы постигают, помимо дисциплин, непосредственно связанных с направленно­стью фортепианного, оркестрового, хоро­вого и духового искусств, а кроме того, рит­мику, конечно же, игру на музыкальных инструментах. В том же ряду – и азы хореогра­фического движения. Тувинцы не выража­ли свои эмоции танцами. Употребляемый ныне термин «танец» по смыслу больше обо­значал раньше кружение, вращение по кру­гу, представляя общение с духами. В Туве, кроме мистических кружений шамана с ду­хами, была распространена борьба хуреш, где победитель, перепрыгивая с ноги на ногу, имитировал танец орла и разбрасывал в сторону зрителей кусочки сыра, а люди старались поймать их, чтобы получить дух сильнейшего борца. На этой основе, достиг­нув художественного развития, сформиро­вался «Танец орла» в постановках ансамб­лей. Это надо учесть не только преподава­телям РШИ, но и всем хореографам, кто занимается постановкой танцев.

Что касается детей, умение владеть те­лом и правильно двигаться для ребенка – на­вык основополагающий. И тут есть свои про­фессиональные тонкости. Постепенно у ре­бят формируется ощущение пространства, свободы пребывания на сцене. Тут хореогра­фу предоставлено куда более широкое поле для изобретательности в творчестве, креа­тива. Благодаря этой дисциплине школа дол­жна получить отличную возможность укра­сить концертные программы, а родители мо­гут открыть в ребенке новую грань таланта.

Особенно запомнилось выступление ор­кестра русских народных инструментов, обыгрывающего «отрывки» из народной музыки, дирижер – Евгения Монгуш. Счита­ется, что из всех видов коллективного твор­чества именно оркестровая игра предпола­гает совершенно особый, высший уровень музыкального мышления, и путь к нему слож­ный, длительный. Ведь важно не просто иг­рать, но и слышать, чувствовать остальных оркестрантов, ощущая свой голос частью единого целого, прикладывать усилия не только для своей, но общей цели. Это тре­бует очень большого внимания и высокой концентрации мысли. Немаловажным счита­ет педагог и овладение как можно более широким спектром репертуара. Такой музы­кальный багаж обогащает ученика, способ­ствует развитию тембрового слуха, повы­шению общего уровня культуры и воспита­нию хорошего вкуса. Игра в оркестре, пе­ние в хоре – это способ формирования лич­ности юных музыкантов. В репертуаре ор­кестра прозвучали «Интермеццо» И. Цвет­кова и «Субботей» А. Халилова. Мне кажет­ся, оркестр справился со своей задачей.

Отлично выступил дипломант междуна­родных конкурсов Сондор Насанбат (вио­лончель), исполнив сонату «Соль мажор, 1 часть» Ж. Мысливечек. Его интерпрета­ции отличаются своеобразием, независимым от стороннего мнения (преподаватель Ариунтуяа Бат-Очир).

По праву занявший первое место ансамбль скрипачей исполнил «Вокализ» А. Флярковс­кого, материализовав, наконец, мою мечту, лет 20 назад казавшуюся многим абсурдом. Теперь это, благодаря специалистам из Мон­голии Бямбасурен Шарави и Бат-Очир, свер­шившийся факт, веха в достижениях школы.

Подготовкой к этому «экзамену в жиз­ни» занимались многие преподаватели, ста­ралась директор школы А. Д. Балбан-оол. Можно сказать, что РШИ становится кузни­цей первоклассных кадров. Правда, не все­гда задуманное получалось, но общего впе­чатления это не смазало. Концерт запомнился жизнерадостным, приподнятым и легким настроением.

РШИ достойно отчиталась перед роди­телями учеников и гостями. Зал был полон. Отрадно видеть, что тема детского твор­чества интересует многих. Дети – это чудо нашей жизни! Оно дает новый взгляд на мир музыки и вообще на мир в целом.

З. КЫРГЫС