На сцене – «ЧИРГИЛЧИН»

Как правило, тувинец в истории музыкальной культуры предстает человеком музыкальным и поэтичным. Тувинское горловое пение обычно производит на слушателей сильное впечатление, исполнителей всегда слушают с большим вниманием. Это в полной мере относится к известному коллективу «Чиргилчин».
 
В программе этого ансамбля преобладают бытующие в народе традиционные песни. Они представлены достаточно широко в репертуаре, посвященном быту, а также устному поэтическому творчеству тувинцев. С одной стороны, наличие значительного количества народных песен свидетельствует о том, что в сознании исполнителей и сегодня хранятся приемы горлового пения древнетюркского происхождения и которые представляют собой музыкальное мышление тувинского народа. С другой, музыканты вносят в исполнение элементы индивидуальной импровизации, воспроизводя «по-своему» бытующую в народе давнюю традиционную песню. Почти всегда связанные с выражением бодрого чувства и активным его проявлением, с определенным эмоциональным подъемом, короткие песни и припевки (кожамык) обычно оказываются в основном пронизанными мелодией горлового пения хоомей. Как тонко отметил в свое время великий русский писатель, этнограф, лексикограф Владимир Иванович Даль: «Певчие горлового пения люди особого рода… это в самом деле вещь замечательная, не переводя духа, воздух проходит сквозь дыхательное горло, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист, с трелями, перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее, грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным, однообразным басом» (1872).
 
Что можно добавить о характере пения горловиков после такого маститого писателя? Разве, что в процессе горлового пения исполнители неожиданно переходят в новую тональность: совершенно очевидно, что этот переход происходит неслучайно, тем более интересно возвращение мелодии в прежнюю тональность в конце, замыкая композицию. Обратим внимание также и на следующее обстоятельство: когда нижние звуки только еще берутся, и зарождаются, верхний регистр безмолвствует. Когда нижний звук установился, начинает звучать верхний регистр…

 

Из всего этого можно сделать вывод:

Читать далее