ЭТНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ТУВЫ

18 мая в Доме народного творчества МНЦ «Хоомей» порадовал преданных поклонников традиционной культуры концертом этнической музыки. Программа была интересной и очень насыщенной, зрители услышали сольное и ансамблевое горловое пение в разных приемах и разновидностях, эпическую поэзию, игру на национальных инструментах (хомус, бызаанчы, игил, дошпулуур, кенгирге, дунгур и др.), самобытные тувинские народные песни и авторские произведения З.К. Кыргыс.
 
Открыли концерт Народные хоомейжи Республики Тыва и известные ансамбли «Тыва», «Чиргилчин», «Алаш», исполнив ламское песнопение «Моргул» (муз. З.К. Кыргыс, слова народные).
 
Отдельного внимания заслуживают выступления, в которых музыканты исполнили инструментальные наигрыши и народные песни, собранные З.К. Кыргыс в экспедиционных поездках по республике, и сохраненные в музыкальном архиве МНЦ «Хоомей». Старинный наигрыш на игиле «Баа сарыг куштун ырлаары», записаный З.К. Кыргыс от информанта Чульдум-оола Андрея Ыдамовича (с. Арыг-Бажы Улуг-Хемского района) был исполнен Заслуженным артистом РФ, Народным хоомейжи РТ Монгун-оолом Ондаром. Наигрыши для народных инструментов, записаные З.К. Кыргыс от информанта Константина Чульдумовича Тамдына (г. Чадан), исполнил Оркестр Тувинского государственого ансамбля «Саяны». В исполнении артиста ТНО Кежика Успуна прозвучала тувинская народная песня «Дуруяаны хоюспаңар», записаная З.К. Кыргыс от информанта Монгуш Сундукая Шулууевича (г. Чадан).
 
Настоящим подарком для слушателей стали потрясающие выступления обладателей Гран-при Международных этномузыкологических симпозиумов «Хоомей — феномен культуры народов Центральной Азии», которые своим талантом заработали международную известность и признание среди ценителей тувинской музыки и горлового пения: Монгун-оол Ондара, Игоря Кошкендея, Бады-Доржу Ондара.
 
Многие поклонники искусства тувинского горлового пения приезжают в Туву, чтобы учиться у подлинных мастеров, осваивают древние приемы и затем успешно выступают на международных конкурсах и фестивалях. Не случайно выступление Энрике Угалде из США вызвало воссторженый интерес у зрителей.
 
Это был по-настоящему волшебный концерт. Однако не смотря на высокий профессионализм выступавших артистов, нельзя не сказать о том, что сегодня, в наш цифровой век, к сожалению, это прекрасное самобытное искусство находится под угрозой вымирания. Для сохранения удивительной тувинской этнической музыки как никогда важно продолжение традиций, передача молодому поколению древних мелодий и приемов в их аутентичном виде. Но главное, для того чтобы яркая самобытность и уникальность этого явления не угасла, не растворилась в мировой культуре, необходимо тщательно изучать этот феномен, проводить научные исследования, вести работу с учеными известными в своей среде как опытные профессионалы в области музыковедения, этнографии и фольклористики. Необходимо на уровне Правительства России и Республики Тыва реализовывать постоянную федеральную программу по сохранению этнической культуры народов России и в частности такой яркой ее жемчужины как тувинское горловое пение.

с.н.с. МНЦ «Хоомей»

О.Х. Ноозун

На сцене – «ЧИРГИЛЧИН»

Как правило, тувинец в истории музыкальной культуры предстает человеком музыкальным и поэтичным. Тувинское горловое пение обычно производит на слушателей сильное впечатление, исполнителей всегда слушают с большим вниманием. Это в полной мере относится к известному коллективу «Чиргилчин».
 
В программе этого ансамбля преобладают бытующие в народе традиционные песни. Они представлены достаточно широко в репертуаре, посвященном быту, а также устному поэтическому творчеству тувинцев. С одной стороны, наличие значительного количества народных песен свидетельствует о том, что в сознании исполнителей и сегодня хранятся приемы горлового пения древнетюркского происхождения и которые представляют собой музыкальное мышление тувинского народа. С другой, музыканты вносят в исполнение элементы индивидуальной импровизации, воспроизводя «по-своему» бытующую в народе давнюю традиционную песню.
Читать далее

Новая книга!

Международный научный центр «Хоомей»

«Декоративно-прикладное искусство тувинцев: вехи историко-культурного развития»%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c

Изучение историко-этнографического аспекта декоративно-прикладного искусства имеет большое значение для понимания этнической истории народа, сохранения и развития традиционных форм народного искусства. Тема ранее рассматривалась в трудах С.И. Вайнштейна, Т.Б. Будегечи, С.М. Червонной.

Декоративно-прикладные виды творчества издревле являлись одним из основных занятий тувинцев, которые передавалось по наследству, формируя целые династии знатоков прикладного дела, что во многом обусловлено спецификой кочевой жизни: будучи скотоводами, тувинцы на протяжении столетий сформировали для себя удобное расписание выпаса скота и сопутствующих ему занятий. К сожалению, материалов ХIХ – середины ХХ вв. по прикладному искусству практически нет. Читать далее

Независимая оценка работы МНЦ «Хоомей»

Если у Вас возникли предложения, пожелания по улучшению качества работы МНЦ «Хоомей», пожалуйста, изложите их в свободной форме, и направьте на наш e-mail.

Сенсационное исполнение тувинского хоомея

Tuvan_Khoomey_In_MongolianТувинский хөөмей был достойно представлен на международном фестивале по горловому пению, который проходил с 6 по 10 июля в г. Ховд, (Монголия). Победителем и обладателем Гран-при фестиваля стал Игорь Кошкендей, Народный хоомейжи РТ, директор Центра тувинской культуры.
     Кошкендей Игорь — личность незаурядная, про него без малейшего сомнения можно сказать, что это музыкант с большой буквы. Он музыкант по профессии, и самостоятельно отстроил свою жизнь. Родился 16 августа 1976 года в небольшом поселке Арыг-Узуу Улуг-Хемского района, где он и вырос. В свои юные годы работал с отцом в поле, увлекался техникой. Как сообщил мне его отец во время этнографической экспедиции: «Игорь мой, человек очень мягкий, с традиционным воспитанием. Никогда никого не обидит, «Чыткан хой тургуспас» (Лежачего барана не обидит). Слух у него потрясающий. Новый звук услышит, и сразу может повторить. Трактор заведешь, так он звук ловит на ходу и очень точно имитирует. Звукам техники подражает с любовью. Я думал, что мой сын наследует мою профессию. Выучится, станет механиком, или каким-нибудь технарём. С детства любил копаться в технике. Чуть что сломается в моторе, он тут как тут. «Диагноз» машине ставил лучше, чем инженер с высшим образованием. А стал музыкантом, тоже хорошо! Пусть служит своему народу».

Читать далее